Шолоховский приход храма мч. Виктора Никомидийского - Куда же смотрит Бог?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Волгодонская и Сальская епархия/Белокалитвинское благочиние

Куда же смотрит Бог?

 

 

Ещё саднит рана от произошедшего совсем недавно массового расстрела детей в американской школе Сэнди Хук, тут же следом приходит новость о расстреле пожарных, тушивших жилой дом. При мысли о конце света обычно представляется глобальная природная катастрофа, но нынешнее состояние общества куда страшнее любых катаклизмов. Ибо катастрофы случайны, а зло – целенаправленно.

Смерть невинных, притеснение слабых, насилие над беззащитными… Где же справедливость? «Куда смотрит Бог!?» – недоумевают люди. Мы постоянно терпим угнетения и печаль, утраты и сожаления. Можно долго перечислять подробности страданий конкретных людей, в целом же картина удручающая: страдание наполнило весь мир. Становится страшно не только «ходить по улице», но и вообще жить.

Рассмотрим одну из моделей развития мысли человека о данной проблеме.

Итак, нужно спасать мир от гибели. Для правильного выбора действий необходимо верно определить точку приложения сил. Действующим лицом в обществе является человек, который может быть добрым или злым. Добрый человек движим Любовью, она наполняет его и согревает всех окружающих. Злые действия осуществляет, соответственно, злой человек, являясь как бы носителем и распространителем зла в мире.

Логически вроде бы очень просто выводится, что для прекращения насилия на планете необходимо сократить до возможного минимума количество злых людей. «Почему их никто не убивает? Сколько они ещё будут ходить по улицам наших городов?!» – слышны отчаянные вопросы-призывы…

Такую мысль разрабатывали многие философы и мыслители в разные исторические периоды, но все они приходили к одним и тем же ужасающим выводам: самовольное уничтожение кого бы то ни было само по себе добром не является. Получалось, что вершители «правосудия» должны завершить досрочно и свою собственную жизнь. Описанная «логика» может легко привести к опасным чувствам: безысходности, унынию, отчаянию.

Ошибка такой модели мышления кроется в неправильном выборе наименования «злой», которое подразумевает полное соединение с негативом. Как известно, такому критерию соответствуют только диавол и его слуги, человек же может быть назван только «озлобленным», заражённым злом. Подобно болезни, оно поражает человека и влияет на его поведение, которое начинает проявляться в виде плохих поступков. К сожалению, изменённая грехом человеческая природа, подобно организму со сниженным иммунитетом, слишком быстро подвергается такой болезни.

Силы должны быть направлены всё-таки не на уничтожение человека, но на уничтожение зла в человеке, то есть, на излечение человека.

Где же найти зло и как его искоренить? Как оно может появиться в человеке?

Зла на самом деле как субстанции не существует, равно как холода, тьмы и т.д. Все эти понятия являются отсутствием чего-либо реального:

холод – отсутствие тепла;

тьма – отсутствие света;

вакуум – отсутствие газа, воздуха;

тишина – отсутствие звука, шума;

сухость – отсутствие влаги, жидкости;

зло – отсутствие добра, Любви.

Как мы начинаем познавать мир? Человек повседневно получает информацию об окружающей обстановке через органы чувств. К примеру, получая изо дня в день визуальную информацию, человек привыкает к определённому уровню освещённости, закрепляя этот уровень в качестве нормы. Ввиду того, что «нормальный» уровень освещённости приносит пользу, а отклонение от него – неудобство, человек субъективно считает эти отклонениям ненормальными. Нулевой уровень освещённости проявляется полным отсутствием света, что субъективно воспринимается как крайняя степень отклонения от нормального обозрения и обозначается словом «тьма». Ей даже иногда приписывается активность: «тьма объяла город».

В то же время невозможно отыскать источник тьмы, источник холода, источник тишины – их просто нет. Интересно, но если существуют разноцветные лампочки и они дают цветной свет, то чёрная лампочка должна давать чёрный свет, антисвет, то есть, тьму? На самом деле такая лампочка просто не даёт света, ибо он, пребывая замкнутым в непрозрачной колбе, не виден нам, оставшимся снаружи (кроме́).

Точно также и со злом – его источника не существует. Это нематериальное понятие, означающее бессмысленное страдание. Говоря иначе, это причинение озлобленным человеком бессмысленного страдания другому человеку.

Откуда берётся желание доставлять неприятности? Каждый человек рождается чистым и радостным, почти ангелочком. Возрастая, он сталкивается с различными проблемами, и, не имея правильных ориентиров для адекватной их оценки, может ошибиться в выборе реакции. На помощь ему приходят вымышленные образы супергероев, так называемое «добро с кулаками». Воспитание такого чувства «правосудия» начинается с дошкольного возраста через анимацию и укрепляется в зрелом возрасте художественными фильмами.

Не имея нравственного иммунитета, человек соглашается с красивой идеей и ошибается. Теперь вместо размышлений о причине чего-либо случившегося человек выбирает шаблонную реакцию «праведного» гнева. Однако на деле такое правосудие не приносит удовлетворения: испытывая гнев, человек ожесточает своё сердце и теряет способность радоваться жизни.

Распространение зла похоже на цепную реакцию: кто-то наступил на ногу в транспорте, в ответ услышал брань. Если даже дело не дошло до рукоприкладства, каждый остался с негативным впечатлением. Выйдя из транспорта, оба человека уже не будут сиять радостью. Люди, с которыми они будут потом общаться, тоже загрустят, подвергаясь унынию. Так наслоения негатива формируют озлобленность.

Слава Богу, что в мире есть люди, на которых останавливается распространение зла – это праведники. Они как волнорезы гасят амплитуду гневных колебаний своим смирением и кротостью. Хотя они и не предпринимают никаких контрмер, но на них волна останавливается.

Вследствие нематериальности зло неуничтожимо, но оно одолимо как явление. Подобно тому, как тьма в комнате исчезает от источника света, зло исчезает от источника любви. Озлобленным можно назвать человека, сердце которого просто не наполнено любовью. И только по этой причине его действия, всегда исходящие из сердца, доставляют неприятности окружающим.

Теперь становится совершенно понятно, что для уменьшения насилия необходимо наполнить сердца людей любовью. Наблюдая добрых людей, мы понимаем, что любовь реально существует, и, значит, существует её источник. Этим источником является Бог. Только у Него можно почерпнуть любви столько, чтобы наполнить своё сердце.

На это чаще всего говорят: «но если Бог – это Любовь, как же Он мог такое допустить?!» Ответ прост: так захотели мы сами. Бог сотворил человека свободным, предоставив ему право выбора. К сожалению, человек сам выбрал непослушание, отвернулся от Бога и сотворил свой мир. Безбожный, холодный и злой, но свой.

Бог всесилен, но никогда не посягает на высшее благо – свободу. Насильно осчастливить невозможно, остаётся только ждать и с сожалением смотреть на добровольное страдание.

Запомнилась одна сцена из фильма о Великой Отечественной Войне, в которой фашисты в деревне застрелили корову, и хозяйка горько оплакивает её. «Чем же я буду теперь кормить своих детей?» – рыдает она на коленях, и, воздев руки к небу, почти кричит – «Господи, куда же Ты смотришь!?» А в это время на заднем плане стоит церковь, уже давно переделанная самими жителями в танцевальный клуб имени Кирова, на куполах которой вместо крестов – пятиконечные звёзды…

Не может Бог навязать Свою любовь. Бог всем даёт её, без взирания на лица. Даже не даёт, а предлагает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28). Но не всегда это предложение находит отклик.

Довольно часто человек закрывается от любви непроницаемым панцирем гордыни и, как в случае с чёрной лампочкой пребывая в кроме́шной тьме, считает, что любви вообще не существует. Домыслы, строящиеся после этого, порой ведут к мысли о лукавстве Бога, о том, что Он якобы с лёгкостью и пренебрежением попускает страдания невинных детей и вообще распространение всякого зла.

В такой ситуации возникают мысли о самозащите. Именно так поступил один из школьников после массового расстрела – принёс на следующий день с собой в школу боевой пистолет для «обороны от террористов».

А ведь об этом около трёх тысяч лет назад писал пророк Давид: «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» (Пс 55:12 и Пс 117:6), а его сын показывает нам, что это всегда актуально: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9). Но история порой не входит в круг интересов и остаётся за пределами внимания. Между тем она по сей день пополняется горьким опытом одних и тех же скорбей за одни и те же действия.

Если мы хотим, мы принимаем приглашение и смиренно прибегаем под защиту Господа, если нет – гордо получаем удары «судьбы», проклиная весь мир.

Источник Любви «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8), меняемся только мы сами. Чтобы наполниться любовью, нужно просто повернуться к Источнику, приблизиться к Нему.

Чтобы какой-либо человек перестал творить пакости, нужно вылечить его от озлобленности через наполнение сердца любовью. Но так как сами мы не в состоянии этого сделать, мы призываем Божию помощь – молимся за него. Просим, чтобы Любовь Своим теплом размягчила скорлупу его сердца. Каждый из нас может понять и пожалеть его, ведь он от этой болезни именно страдает. «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче…» – читаем мы в вечерних молитвах, вспоминая страдальцев.

Любить обидчиков и молиться за них могут только праведники? Нет, наоборот: они праведники потому, что так делают. Никто не мешает нам стать такими, как они. Нужно только сделать первый шаг – открыться, чтобы Любовь начала наполнять нас.

И тогда мы в свою очередь сможем явно показать действие Любви: вместо симметричного ответа на обидный поступок смириться и пожелать человеку всяческих благ. Каждому из нас нужно стать сознательным «гасителем волн зла». Ропот по поводу насилия в мире, по сути, является выражением нашего нежелания изменить самих себя, нежелания потрудиться и согреть людей своей любовью.

Бог смотрит в сердце каждого человека, ища там место для Себя, где бы можно главу приклонить… Как только мы позволим Ему поселиться там, мир сразу начнёт меняться. Не красота спасёт мир, но любовь, которую даёт Господь и Бог наш Иисус Христос, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Тимофей Балабанов, студент Донской Духовной семинарии

http://rostoveparhia.ru/stati/5480/

 

  

 


 


Назад к списку

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Волгодонской Епархии. Каталог православных сайтов